Фронтоны, зашитые вагонкой – доводим отделку фасада до логического завершения

В качестве материала для обшивки фронтонов этого здания использована вагонка
В качестве материала для обшивки фронтонов этого здания использована вагонка

Если вы строите новый дом или приводите в порядок фасад старого, то перед вами обязательно встанет вопрос, чем обшить фронтоны, если кровля двускатная. Материалов для этих целей можно подобрать много – это и сайдинг, и ДПК, и металлопрофиль, и другое, однако если дом собран из дерева или уже им обшит, стоит задуматься, чтобы сделать фронтоны, зашитые вагонкой.

Сегодня мы расскажем, как это правильно сделать, и какие нюансы при этом нужно обязательно учитывать.

Вагонка как отделочный материал

Вагонка лиственничная – идеальное решение для мест с повышенной влажностью
Вагонка лиственничная – идеальное решение для мест с повышенной влажностью

Вагонка – это народное название, которое «приклеилось» к шпунтованной, профилированной доске еще с начала 20-го века, когда подобным образом обшивали железнодорожные вагоны. Сегодня этот материал известен каждому и выпускается большим ассортиментом и даже из полимерного сырья.

  • Основным достоинством такой отделки является простота ее сборки – профиль досок устроен таким образом, что с одного краю нарезан паз, а с противоположного шип. Это позволяет собирать из вагонки поверхности словно конструктор. Подробнее об этой процедуре мы поговорим чуть позже.
  • Габариты и форма вагонки стандартизированы. Толщина разнится в зависимости от модели.

Совет! Сразу возьмите на заметку, что для отделки фронтонов подойдут модели, толщиной от 18 миллиметров. Брать меньше нельзя в виду возможных ветровых нагрузок и неприятных последствий связанных с ними. Ширина доски – от 80 до110 миллиметров, чтобы от влажности и температуры обшивка не коробилась.

Вариант вагонки «штиль», имитирующей кладку из бруса
Вариант вагонки «штиль», имитирующей кладку из бруса
  • Видов на рынке представлено очень много, что позволяет не только собрать красивую обшивку, но и имитировать кладку из бруса или бревен.
  • Применение вагонки на фронтонах, помимо эстетики, имеет вполне себе конкретные преимущества.
  • Во-первых, несущие конструкции крыши и стен мансарды защищаются от атмосферных осадков, что не удивительно.
  • Во-вторых, под такой обшивкой можно разместить слой теплоизоляции, и сделать строение более энергоэффективным.
  • Соединение типа шип-паз обеспечивает прочную связку элементов в одно целое и сводит к минимуму эффект образования мостиков холода.
Как зашить фронтон вагонкой: работа выполнена еще до установки кровельного материала
Как зашить фронтон вагонкой: работа выполнена еще до установки кровельного материала
  • Для защиты от попадания под обшивку воды значение имеет и профиль лицевой части вагонки. Лидером тут, несомненно, является «американка», установленная горизонтально – такую вагонку не возьмут и косые дожди.
При сборке «американка» образует эффект «елочки» - наложенных друг на друга досок
При сборке «американка» образует эффект «елочки» — наложенных друг на друга досок
  • Оборотная сторона досок тоже имеет профиль, содержащий несколько нарезанных вдоль пазов, выполняющих роль вентиляционных каналов. Как понимаете, за счет этого фасад под обшивкой прекрасно проветривается. Это особенно важно, если внутри находится минераловатный утеплитель, который при намокании серьезно теряет свои теплоизоляционные свойства.
  • Что касается сорта древесины, то используют для наружной отделки в основном хвою, а это и огромная распространенность материала, и низкая на него цена. Та же сосна или ель пропитаны натуральными смолами, которые берегут материал от гниения и не дают свободно селиться в древесине насекомым.
  • Покупать для отделки фронтонов ценные породы не имеет никакого смысла, ведь обработка всевозможными пропитками, коих сегодня в магазинах представлено великое множество, позволит сымитировать и дуб, и что-то экзотическое.

Хотя если вы хотите, выделиться, то почему бы и нет, главное, заложенный на отделку бюджет.

Вагонка не из дерева

Вагонка из пластика
Вагонка из пластика

Если говорить о ненатуральных материалах, то для уличной эксплуатации прекрасно подойдут варианты из ПВХ и ДПК.

  • Первый – это всем известный пластик. Этот материал достаточно прочен, однако же, очень не любит переохлаждений, поэтому важно использовать именно вагонку, а не панели. В чем разница, спросите вы? А заключается она в том, что вагонка при своей меньшей ширине обладает следующими преимуществами: ее стенки значительно толще, а значит, прочнее; материал окрашен в массе и практически не выгорает на солнце; в его составе меньше мела, что делает материал прочнее и устойчивее к перепадам температур.
  • Вагонка из пластика может быть любого цвета. Она может иметь текстуру дерева, а иногда даже и фактуру. Не сказать, что внешне от дерева ее не отличить, но если не присматриваться вблизи, то выглядит все естественно и красиво. При этом пластик намного легче резать и крепить, плюс он не нуждается в периодическом уходе, если не считать мойку.
Фасадная доска из ДПК
Фасадная доска из ДПК
  • Второй вариант – это доски их древесно-полимерного композита. Внешне этот материал еще сильнее походит на натуральное дерево, а его эксплуатационные свойства просто поражают.
  • По прочности он ни в чем не уступит классической деревянной вагонке. Ему также не требуется отделка (напомним, что дерево нужно регулярно покрывать ЛКМ), он абсолютно невосприимчив к воде, плесени и насекомым. Уступит он натуральному конкуренту лишь в плане тепло- и звукозащиты.

Монтаж вагонки на фронтоны, вне зависимости от происхождения материала, выполняется по одной технологии. Различаться может лишь применяемый крепеж. Подробнее об этом мы поговорим в следующей главе.

Обшивка фронтона вагонкой

На фото – возведение фронтона
На фото – возведение фронтона

Далее мы расскажем, как обшиваются фронтоны вагонкой. Данная инструкция не является пошаговой, так как все зависит от этапа, на котором выполняется отделка, формы самого фронтона, применяемого материала и прочих нюансов.

Однако по прочтении вам станет понятен смысл процедуры, и вы сможете все сделать и своими руками.

  • Вариантов обшивки существует несколько: горизонтальная, вертикальная, диагональная, «елочкой» и прочие нестандартные решения.
  • Для исполнения новичку проще всего сделать первые два варианта, выбрав только более подходящее по внешнему виду решение.
  • Сложность остальных решений заключается в более замысловатой обрешетке, соответственно, ее выравнивании, а также огромного количества реза вагонки, который нужно выполнять аккуратно и точно.

Совет! При устройстве однонаправленной обшивки получается куда меньше обрезков, что для ограниченного бюджета тоже будет важно.

Строение обрешетки

Если вы производите обшивку каркасного или деревянного дома, и фронтон имеет идеальную геометрию, то вагонку можно пришить прямо так, как есть. Если же налицо значительные перепады, то без выравнивающего каркаса никак не обойтись.

Обшивка фронтона прямо по стропилам
Обшивка фронтона прямо по стропилам
  • Также обрешетка потребуется, если дом построен из кирпича, бетонных блоков, монолитных ж\б элементов и прочих материалов, к которым невозможно напрямую подкрутиться саморезами или прибиться гвоздями.
  • Это же касается и оштукатуренных поверхностей. Кстати, при монтаже обрешетки в таких случаях меду деревом и основанием делают прокладку из гидроизоляционного материала. Делается это для того, чтобы на дереве не образовывался вредный конденсат.
  • Следующей причиной установки обрешетки является необходимость утепления конструкции. Отступ от основной стены на нужное расстояние позволит закрепить теплоизолятор – минераловатные или полимерные плиты.
  • Для сборки каркаса можно использовать деревянную рейку или брус, а также металлический профиль.
Деревянная рейка 20х40
Деревянная рейка 20х40
  • Рейку выгодно брать тогда, когда отклонение фронтона от вертикали небольшое, и установка утеплителя не планируется. Крепится она прямо к стенам на дюбеля, а для выравнивания в нужных местах ставятся подкладки.
Деревянный брус
Деревянный брус
  • Брус куда прочнее, поэтому его можно отдалять от основной плоскости, усиливая всю конструкцию прямыми подвесами или металлическими уголками.
Профиль из металла
Профиль из металла
  • Оцинкованный металлический профиль используется также как брус, но в силу особенностей материала имеет несколько преимуществ. Он прочен и не боится влаги (защищает металл от коррозии цинковое покрытие), легко монтируется и выравнивается, имеет правильную геометрию, не нуждается в обработке пропитками, не горит.
  • Что предпочесть, зависит целиком от вас – по большому счету, с любым вариантом можно работать и служат они все долго.
Верхняя часть стены, не отделенная карнизом, называется не фронтоном, а щипцом
Верхняя часть стены, не отделенная карнизом, называется не фронтоном, а щипцом
  • Каркас под обшивку на фронтоне должен создавать некую раму, повторяющую его очертания. Конструкция эта ставится отдельно от основной стены, за исключением случаев, когда стена напрямик доходит до крыши (см. фото выше), не имея разделяющего карниза. Такая верхняя часть стены называется щипец – ее обшивка ведется одновременно со стеной, чаще, одним и тем же материалом.
Обшивка фронтона
Обшивка фронтона
  • Рама выставляется вертикально в одну плоскость и капитально крепится к основанию любым надежным способом.
  • Внутренняя часть рамы заполняется поясами из тех же реек или брусьев. Их направление должно быть перпендикулярным вагонке, поэтому с этим моментом нужно определиться заранее.

Сразу скажем, что направление поясов обрешетки влияет и на другие моменты.

  • Так, горизонтальное расположение будет препятствовать нормальному прохождению воздуха. Чтобы фронтон нормально вентилировался, на брусьях периодически делают небольшие пазы, располагая их в шахматном порядке при монтаже. В результате воздух пойдет в обшивке зигзагообразно, захватывая всю площадь.
Тут обрешетка под обрешёткой расположена горизонтально
Тут обрешетка под обрешёткой расположена горизонтально
  • Решить вопрос вентиляции можно и другими способами: ставить в шахматном порядке отдельные бруски (подойдет только для ровного основания), поверх обрешетки установить контробрешетку.
  • Вертикальное расположение таких проблем не создает.

Установка поясов происходит в следующей последовательности:

  • Сначала собирается рама, выставленная в одну плоскость.
  • Далее производится разметка под пояса. Расстояние между ними не должно превышать 50-ти сантиметров. Если вагонка будет массивная, то лучше сделать отступ в 40 сантиметров.
  • Согласно разметке производят установку поясов – их торцы подрезаются под нужным углом, если примыкают к скату и крепятся насквозь саморезами. В местах перпендикулярного соединения используются металлические уголки.

Внимание! Длина самореза должна быть такой, чтобы насквозь не прошивать обе скрепляемые части.

Прямой подвес
Прямой подвес
  • Позади предварительно закрепленных поясов монтируются прямые подвесы. Ставить их можно как до утеплителя, так и после него, вырезая в оном отверстия перед монтажом.
  • Между сторонами рамы (треугольника) натягиваются нити, образующие медианы (можно и просто перпендикулярно поясам). Ориентируясь по ним, связываем подвесы с поясами саморезами (лучше оцинкованными), выравнивая тем самым конструкцию и укрепляя ее.
  • Поверх реек монтируется слой гидроизоляции, а затем ставится контробрешетка, чтобы пространство внутри проветривалось.

Совет! Кстати, если на фронтоне имеется слуховое окно или дверка, ведущая на чердак, в первую очередь монтируются пояса, формирующие их откосы. Остальное пространство уже разбивается согласно запланированному шагу.

Монтаж вагонки

Обшивка фронтона ведется снизу вверх. При желании можно сменить направление, но это будет не так удобно, плюс не забывайте, что снизу красивее будет смотреться цельная доска, так как высота фронтона может не быть кратной ширине вагонки.

Работа на высоте кроет в себе много опасности
Работа на высоте кроет в себе много опасности
  • Нижняя часть фронтона переходит в карниз, поэтому, устанавливая первую ламель, ее нижняя кромка просто прикручивается саморезами, которые впоследствии можно будет закрыть декоративным уголком.
  • Положение первой доски проверяется – она должна располагаться строго по уровню, для чего можно сделать предварительную разметку.
  • Вагонка перед установкой раскраивается по фактическим размерам фронтона – каждый элемент разрезается непосредственно перед установкой.

Совет! Определите заранее угол наклона кровли, чтобы разметку можно было быстро производить не по месту, а на рабочем столе, получая предварительно только длину элемента в самой широкой части.

Резка вагонки под углом
Резка вагонки под углом
  • Резку дерева можно выполнять хоть ручной ножовкой, но если хотите ровные края, лучше воспользоваться торцевой пилой или стуслом. На крайний случай по краям можно закрепить декоративные планки.

Крепеж

Монтаж напрямую через саморезы
Монтаж напрямую через саморезы

Шпунтованная облицовочная доска может быть закреплена разными способами. Давайте их перечислим, называя преимущества и недостатки, если таковые имеются.

  • Первый вариант называется фиксацией через шип. Как понятно из названия, крепеж устанавливается в шип и забивается в него заподлицо. Пример такого решения показан на фото выше.
При креплении на гвозди, чтобы не повредить лицевую часть доски, используйте добойник
При креплении на гвозди, чтобы не повредить лицевую часть доски, используйте добойник
  • В качестве крепежа могут использоваться как гвозди, так и саморезы. Как видите, элемент заводится под углом, при этом в случае применения саморезов необходимо делать предварительные отверстия, чтобы дерево не треснуло. Устанавливаемая следом доска закрывает крепеж, так что его в итоге будет невидно.
  • В итоге получается очень прочно, но на монтаж уходит куча сил и времени.
  • Второй вариант крепления – через нижнюю кромку паза. Технически он выполняется точно также как и предыдущий, только доски шьются «задом-наперед».
  • Самый простой вариант крепежа – это монтаж с лицевой стороны. Шляпки саморезов остаются незамаскированными, но в некоторых стилях экстерьера это даже на руку. Если вы решили сделать так, то покупайте оцинкованный крепеж, иначе под открытым небом он быстро проржавеет.
Кляймер с оцинкованным гвоздем
Кляймер с оцинкованным гвоздем
  • Скрытым вариантом крепежа, без утомляющих процедур сверления и добивания, будет применение монтажных скоб кляймеров. Кляймеры эффективно удерживают вагонку и не ржавеют, так как тоже покрыты слоем цинка.
  • Монтажные клипсы выпускаются разных размеров и толщины. Модели рассчитаны под конкретные виды вагонки – в расчет берется толщина шпунта и высота его расположения.
  • При установке этого элемента он не должен болтаться на кромке, иначе фиксация будет ненадежной. При необходимости можно слегка подогнуть зубцы.
  • Сам кляймер связывается с поясами обрешетки либо гвоздями, либо саморезами – кому как удобнее.

Так, с крепежом разобрались, осталось лишь пара моментов.

Установка ламели
Установка ламели
  • Следующая ламель должна стыковать с предыдущей через шип, но очень часто, из-за рассыхания дерева плотно вставить доски друг в друга становится трудно.
  • Чтобы упростить задачу, используйте деревянную проставку (лучше из кусочка той же вагонки), через которую можно плотно подбивать детали, не боясь повредить внешний вид обшивки.
Открытый свес кровли
Открытый свес кровли
  • Снизу фронтон заканчивается карнизом, а сверху он сопрягается со свесами кровли. Данные части здания также подшиваются, причем материал берется тот же, то есть вагонка.
  • Их обшивка не отличается сложностью и выполняется по той же технологии, а свесы так и вообще можно подшить прямо по стропилам.
  • По углам, чтобы отделка выглядела завершенной, после крепятся декоративные накладки (уголки, молдинги).
Подшитые свесы смотрятся нарядно
Подшитые свесы смотрятся нарядно

На этом в принципе все! Теперь вы знаете, как зашить фронтоны вагонкой, и можете попробовать взяться за дело. Работа не выглядит сложной, но на самом деле утомительна и отнимает много времени, так как ламели имеют небольшую ширину, а возиться приходится с каждой в отдельности.

Лучше понять рабочий процесс вам поможет видео в этой статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *