Contents
Приветствуем тебя, наш любимый читатель! Давненько мы с тобой не говорили о том, какой замечательный материал вагонка. Пора исправлять ситуацию. Сегодня мы расскажем, как выполнить ремонт дома евровагонкой, посмотрим на варианты отделки, определим в каком направлении лучше вести обшивку и многое другое.
Вагонка, как она есть
Давайте начнем с легкой теории, разберемся в сортности этого материала, узнаем его преимущества и подумаем, к каким стилям интерьера такая отделка подойдет.
За и против
Давайте начнем с перечисления достоинств этого материала.
- Вагонка – это каркасный материал, то есть его установка выполняется на каркас, который можно сделать любой сложности. Это означает, что под обшивкой можно размещать различные коммуникационные линии (разводить проводку, канализационные и водопроводные трубы и прочее), помещение можно утеплить, хорошо заизолировать от шума и многое другое.
- Каркас под обшивкой обеспечивает хорошее проветривание капитальных стен, и даже если туда попадает вода, ей есть куда испариться — основание сохнет.
- Сборка каркаса, особенно в деревянных домах выполняется очень быстро и при минимальном наборе инструмента. Работу своими руками может выполнить любой, даже начинающий мастер. Не отличается высокой сложность и работа с самой обшивкой. Сегодня вагонка поставляется в виде шпунтованной доски, крепящейся по системе шип-паз. Об этом мы подробнее поговорим далее.
- Вагонка – это натуральное дерево (в большинстве своем), а значит, ремонт в доме будет экологически чистым, ну почти, если не брать в расчет обработку пропитками и ЛКМ. Материал обладает удивительным запахом, который надолго поселится у вас дома.
- Главным свойством дерева является способность эффективно выводить из помещения лишнюю влагу. Тем самым оно регулирует микроклимат в помещении, делает его более естественным и приятным для пребывания. Если использована хвойная древесина, богатая природными антисептическими веществами, особенно кедр, воздух в помещении еще будет обладать целебными свойствами.
- Обшивка из вагонки может выглядеть однообразно, но это только если вскрывать ее лаком. Во всем мире используют также всевозможные краски, смешивают варианты их нанесения, различные техники текстурирования, что позволяет создавать действительно уникальные интерьеры. В этом вы совсем скоро убедитесь.
- Цена на вагонку вполне доступна. Конечно, этот параметр в первую очередь зависит от сорта изделия и типа древесины, но стоит сказать, что подобрать оптимальный вариант по своему бюджету сможет практически каждый.
Плавно переходим к недостаткам материала.
Их не очень много, но они достаточно серьезны в определенных условиях:
- Деревянная вагонка – горючий материал, и горит она очень хорошо. Конечно, в современных домах мало что может не загореться в принципе, но все-таки тот же гипсокартон или штукатурка куда надежнее в этом плане.
- Решают проблему при помощи обработки материала антипиренами – составами, повышающими температурный порог возгорания, выделяющими при нагреве пену, которая начинает тушить пламя.
Интересно знать! Обработанное хорошим огнезащитным составом дерево способно выдержать температуру до 600 градусов по Цельсию в течение 10-15 минут. При своевременном обнаружении возгорания, это дает время на безопасную эвакуацию из помещения.
- Применяя антипирены, стоит учитывать то, что некоторые из них при высыхании изменяют цвет древесины в довольно широкой гамме (от розового, до синего), поэтому если решили использовать подобный состав, убедитесь что он бесцветный, иначе всю отделку можно испортить, или придется ее покрывать слоем краски, а может вам хотелось использовать лак.
- Мы сказали, что дерево выводит из воздуха влагу и это нормально, так как этой влаги не так много, и она распределена в пространстве. Другое дело, когда вагонка имеет постоянный контакт с жидкостью. Да, в помещении это случается редко, но все же. Под обшивкой может проходить стояк холодной воды, на котором, как известно, постоянно образуется конденсат, или налицо банальная протечка.
- В этом случае дерево напитывается водой и начинает довольно скоро гнить, на нем появляется плесень, вывести которую очень сложно. Обойти сия участь может хвойные породы, лиственницу или дуб, так как они от природы имею «иммунитет». Для прочих же видов не обойтись без применения пропиток с антисептиками.
- Дерево при этом начинает хуже впитывать влагу и микроорганизмы не имеют возможности размножаться
- Наше любимое Солнце является мощнейшим источником ультрафиолета. Попадая на дерево, это излучение вызывает изменение в цвете и структуре материала – вагонка синеет. Выручают снова пропитки, но на этот раз декоративные.
- Не только люди любят дерево. Насекомым оно тоже нравится, но уже в качестве источника пищи. Колония жуков древоточцев превратит любой новый ремонт в труху за достаточно быстрое время. Это еще одна причина воспользоваться средствами биозащиты.
Как-то многословно вышло насчет недостатков! Не находите? Ну, это только лишь потому, что мы хотим максимально полно рассказать вам о возможных проблемах, чтобы вы их просто-напросто смогли избежать.
Сорта вагонки
Делают вагонку практически из любой древесины, поэтому перечислять свойства каждой не имеет смысла, ведь это займет у нас кучу времени. Если вам интересны конкретные варианты, например, дуб, ольха, кедр или экзотический абаши, то смотрите профильные статьи, которые также выложены на нашем ресурсе.
А вот насчет сортности стоит разобраться, так как эти знания пригодятся при покупке материала в любом случае. Согласно ГОСТ 8242-88 1996 всю вагонку делят на 4 сорта.
Интересно знать! Евровагонка, в данном случае – произведенная в Европе, имеет свою классификацию по сортам, но по факту отличия от отечественной системы минимальные.
- Самой лучшей является вагонка сорта «Экстра». На ламелях не допускается наличие никаких дефектов. Геометрия досок четко выверенная, поверхность идеально гладкая. Данный тип вагонки идет в основном клееным, так как древесины подобного качества в природе встречается мало, а та, что есть, продается за неприличные деньги.
- Остальные сорта отмечаются буквами. Следующим по убыванию качества идет сорт «А». Эта вагонка тоже очень хорошая, но наличие некоторых дефектов все же допускается. Подробно о типе дефектов и их количестве читайте непосредственно в документе – там вы найдете таблицы, в которых очень легко и удобно ориентироваться.
- Сорт «В» — качество тут уже сильно снижается, но если вы ищете материал для бюджетного ремонта, обратите свое внимание именно на него. Несмотря на присутствие сучков, небольших трещин и изменение цвета, ламели можно отсортировать, оставляя лучшие для видных мест, а остальное – для малозаметных. Подобный подход поможет сэкономить довольно неплохую сумму.
- Сорт «С» — эту вагонку, разве что, откровенным браком не назовешь. Покупают ее обычно для хозпостроек и совсем уж бюджетного ремонта в эко-стиле.
Теперь очень важный совет, который поможет вам купить лучший материал. Особенно это касается сорта «В». Многие производители грешат тем, что устраивают пересорт, естественно не ждите, что в пользу покупателя. Не знаем нарочно это или издержки производства, но все-таки. При покупке попросите продавца вскрыть хотя бы несколько упаковок, и просмотрите доски, вложенные посредине – именно там могут прятаться «шпионы».
Если вас все устроило, оформляйте сделку, однако не будет лишним договориться с продавцом о возврате пересорта и брака. Нормальный магазин всегда пойдет навстречу своим покупателям.
Вагонка в интерьере
Обычно вагонку выбирают в качестве основного отделочного материала для загородных домов и коттеджей, но сегодня часто можно увидеть ее и в городских квартирах – люди все равно подсознательно тянутся к природе, несмотря на урбанизацию. Сейчас мы просмотрим с вами, как может выглядеть вагонка, на примере следующей фото подборки.
- Самый что ни наесть классический вариант отделки с вертикальным расположением ламелей, покрытых слоем прозрачного лака. Данный интерьер очень однообразен, поэтому яркий ковер на полу пришелся очень кстати. Интерьер гармонично дополняется также деревянной мебелью. К конкретным стилям его не причислишь, так как никаких характерных черт им присущих, тут не наблюдается.
- Вагонка имеет разные профили. Их много и каждый смотрится по-своему красиво. Вот, к примеру, блок-хаус имитирует кладку из бревен. Посмотрите, насколько гармоничной выглядит такая отделка, окрашенная в холодный синеватый оттенок.
- Этот тип вагонки прекрасно подойдет для многих кантри стилей, особенно русского. Из-за формы профиля с ним сложно работать (подгонять в углах), но если делать все неспешно и аккуратно, получится вот такая красота.
- Кантри стилей существует очень много, к ним можно отнести любое национальное направление. Для большинства этих стилей характерно обилие древесины в интерьере. Подсмотреть идеи оформления вы можете в интернете.
- Вагонку совершенно необязательно устанавливать на все поверхности в комнате вкруговую. Ее можно эффектно сочетать с натуральным камнем, цельным брусом, кирпичной кладкой, обоями и много еще с чем. Часто из вагонки делают потолок, окрашивая его в один светлый цвет со стенами. Такой подход применятся в нордических стилях, от которых так и веет девственной чистотой.
- Краски, используемые при этом, укрывистые или частично укрывистые – во втором варианте будет просвечиваться текстура материала, что очень красиво.
- Кстати, дерево является прекрасным теплоизолятором. Дополнительно размещенный под вагонкой утеплитель позволит, в сочетании с этой особенностью, создать энергоэффективное помещение.
- На картинке также представлен скандинавский стиль, но не белый, а древесного оттенка. Все поверхности имеют один оттенок, однако комната не выглядит монотонной. Причина тому – темный диван, грубая циновка крупного плетения, а также необычный светильник подсвечивающий стену.
- Теперь обратите внимание на направление обшивки. Тут оно горизонтальное, что делает комнату визуально шире. Если развернуть ламели на 90 градусов, то помещение внешне вытянется. Обязательно используйте эту информацию перед началом ремонта у себя дома. Подходите к делу с умом.
Просматривая фотографии в этой главе, вы могли заметить, что стилистическая принадлежность определяется не столько обшивкой и ее цветом (скандинавский стиль не в счет), а аксессуарами и декором, который в комнате присутствует. Этот факт делает вагонку невероятно универсальным материалом. Только представьте, надоела вам классика из Германии, к примеру, поменяли занавески, скатерть, прочий текстиль – получился Прованс, добавили акцентных пятен – вот вам эклектика.
В общем, простор для полета вашей фантазии поистине большой!
Обшивка вагонкой разных поверхностей
Давайте теперь перейдем от прекрасного к технической части ремонта евровагонкой. Рассмотрим, как обшиваются стены, потолок и отдельные конструкции, например, колонны или откосы.
Обшивка потолка и стен
Объединили мы стены с потолком потому, что их обшивка практически ничем не отличается. Все делается по одной технологии, с применением одинакового крепежа.
- Итак, начинаем с того, что определяемся с типом каркаса. Их бывает три штуки: из рейки, бруса, металлического профиля.
- Первый вариант является самым экономичным и быстрым в установке, однако с его помощью достаточно сложно выравнивать большие перепады в помещении, поэтому стены зачастую имеют нарушения геометрии. Попытка отнести рейку далеко от основания приведет в потере прочности конструкции.
- Если есть такая необходимость, то лучше заменить рейку брусом – каркасы из него получаются гораздо ровнее и прочнее. Брус проще усиливать и выставлять в плоскость.
- Металлический каркас идеален – от не боится влажности, так как материал имеет цинковое покрытие, геометрия отдельных профилей четко выверена, детали легко стыкуются и собираются в единую конструкцию при помощи саморезов.
- Еще один плюс металлического каркаса то, что он не деформируется при перепадах температуры и влажности, тогда как дерево может значительно изменяться в объеме.
Допустим, что нам достаточно и рейки, вот как выполняется монтаж на стену.
Совет! Направление поясов обрешетки является перпендикулярным направлению вагонки, поэтому сразу определитесь с этим моментом.
- Итак, перед нами стена. Внимательно осмотрите ее на предмет выпирающих частей, способных помешать установке. Удалите все ненужное.
- Далее берем ровную рейку или правило вместе с уровнем (можно просто длинный уровень) и оцениваем степень перепада плоскости.
- Попутно ищем самую выступающую точку. Предположим, что у нас стена слегка заваливается в комнату.
- Берем две рейки и обрезаем их по высоте помещения.
- Поочередно выполняем монтаж, разнеся элементы по боковым сторонам стены. Рейка прикладывается к основанию и, в зависимости от типа материала, прикручивается на саморез или крепится на дюбель-шурупы. Во втором случае нужен перфоратор.
- Так как стена у нас завалена, сверху рейка ложится прямо на основание, а снизу необходимо установить дистанционную подкладку, чтобы пояс принял строго вертикальное положение. Укрепите элемент в нескольких точках посредине, контролируя правилом, чтобы его не вело и не выгибало.
- Если крайние рейки разнесены друг от друга на большое расстояние, натяните между ними нить, для контроля за остальными поясами. Если расстояние небольшое, то можно воспользоваться правилом.
- Дальше ставятся вертикали, образующие границы окон и дверей, если они имеются. Называются они основными. Определяйте их положение так, чтобы впоследствии было удобно крепить вагонку откоса.
- Затем ставятся основные горизонтали. Эти элементы нужны в обязательном порядке, так как не дадут обшивке прогибаться в этих местах, да и крепить вагонку будет намного проще.
- Все оставшееся пространство разбивается на равные участи, с шагом 40-50 сантиметров, можно меньше.
Собственно, это и есть весь каркас. Вся сложность установки заключается в выравнивании поясов, а как это сделать мы подробно описали. Если остались вопросы, то просмотрите видео в этой статье.
- Инструкция по креплению вагонки тоже ничем сложным не отличается. Для работы вам понадобятся: ножовка (торцевая пила, электрический лобзик), молоток, степлер или шуруповерт с саморезами, киянка.
- Фиксацию будем выполнять на кляймеры – специальные скобы для скрытого и быстрого монтажа. Есть и другие способы, описывать мы их не будем, но если вы хотите все знать – на нашем сайте есть прекрасная статься, посвященная именно типам крепежа.
- Берем первую вагонку, обрезаем ее до нужной длины, поворачиваем пазом кверху и прижимаем к каркасу у пола.
- Нижний край прибиваем к поясам на гвозди – крепеж впоследствии закроется плинтусом.
- На нижнюю кромку паза надеваются кляймеры, прямо напротив поясов. Через монтажное отверстие элементы крепятся на гвозди, скобы или саморезы – последний вариант для вагонки самый лучший.
- Следующая ламель забивается гребнем в первую и крепится по аналогии.
- Если длины вагонки не хватает для закрытия стены, она стыкуется торцом с добором из той же вагонки. Швы потом можно закрыть накладкой, или просто сделать их незаметными, точно подогнав спилы стыкуемых элементов.
Дальнейшая обшивка полностью повторяет процедуру. В местах расположения окон вагонка подрезается по длине и ширине.
Как обшить колонну
Колонны обшивать не многим сложнее.
Вся процедура состоит в следующем:
- Если вагонка в помещении установлена горизонтально, нужно сделать 4 угловые стойки;
- Для этого возьмите по две рейки нужной длины и спарьте их, как показано на схеме выше;
- Полученная деталь ставится на угол колонны и прикручивается через красную часть;
- Этот же прием можно использовать при оформлении порталов;
- Когда вагонка вертикальна, делаются горизонтальные пояса, которые закольцовываются;
- Сама вагонка устанавливается точно так же, как и на стены.
Углы колонн, как и углы помещения, закрываются специальными планками (наружными и внутренними). Крепятся они не небольшие гвоздики или на клей «жидкие гвозди». Отверстия под розетки и выключатели вырезаются коронками по дереву диаметром 73 миллиметра. Сверху и снизу стены обрамляются деревянными плинтусами. Откосы у окна можно закрепить на стартовый пластиковый профиль, либо можно добавить там пояс обрешетки.
Вот и весь ремонт домов – евровагонка отличный материал, быстро монтирующийся, красиво выглядящий и долго служащий. Надеемся, материал вам понравился! Всего хорошего!