Многие из нас, монтируя на стены и потолок вагонку, даже не представляют, как этот на вид привычный материал может выглядеть. За столетия, что люди использовали в своем быту древесину, было открыто сотни способов, как придать ей тот, или иной внешний вид.
На нашем заглавном фото приведен яркий пример, как вагонка из одной и той же породы дерева может иметь разную фактуру и цвет. Сегодняшняя наша статья будет целиком и полностью посвящена вопросу, чем покрыть вагонку у себя дома.
Подготовка к окрашиванию
Давайте пойдем в том порядке, в каком мы будем работать с вагонкой: сначала опишем предварительную подготовку материала, и лишь затем перейдем к описанию методов окрашивания и придания фактуры.
Работа с новой вагонкой
Сразу хотим заметить, что если вы приобрели евровагонку, то данный этап можно будет пропустить, так как на территории Европы действуют свои требования к качеству и сортности выпускаемой вагонки. Однако если купленная евровагонка будет низких сортов, то проверить ее состояние и отсортировать не помешает.
Итак, предварительная подготовка включает в себя 4 этапа:
- Сортировка – очень часто случается так, что даже при покупке самых качественных сортов вагонки в пачках оказывается до 10% представителей более низкой сортности. Если производитель еще и схитрил, то можно вовсе нарваться на намеренный пересорт. Поэтому обязательно просмотрите все доски, убирая в сторону все отличные ламели. Их можно будет установить в самые малозаметные места в помещении.
Совет! При покупке попробуйте договориться с продавцом о возврате пересортицы или попросите вскрыть несколько пачек на месте, чтобы убедиться в том, что средние доски соответствуют заявленному сорту.
- Сушка – конечно хорошая вагонка будет нормально просушена уже с завода, но бывает так, что из-за неправильного хранения дерево напитывает влагу. Разложите вагонку в теплом сухом помещении буквально на одну неделю.
- Температурная акклиматизация – вагонку стоит продержать в тех условиях, в которых она будет эксплуатироваться 2-3 дня. Если это улица, то обязательно накройте ее плотной полиэтиленовой пленкой, чтобы материал не промок под дождем.
- Обработка дефектов – данная процедура касается, прежде всего, низких сортов. Прежде чем начинать окрашивание, поверхность вагонки должна быть хорошо отшлифована, на ней не должно быть следов гнили, синевы, следов жира или белых пятен. Для устранения указанных дефектов используют специальные отбеливатели для древесины.
Обработка старой вагонки
Если ваша вагонка совсем состарилась и потеряла свой изначальный вид, став серой или покрытой шелушащейся краской, не спешите ее выбрасывать и заменять на новую, так как при правильной обработке в нее можно вдохнуть новую жизнь.
Итак, удалить старое лакокрасочное покрытие или налет времени можно двумя способами:
- Механический – думаем, особо пояснять не нужно. Используем для зачистки различные скребки, ножи, шпатели, наждачную бумагу, шлифмашинки и жесткие стальные щетки. Чтобы при снятии краски не повредить саму доску, ее нужно немного размягчить. Для этого используют строительный фен, которым хорошо прогревают зачищаемое место. Также можно использовать раствор соды (100 гр. на литр воды).
- Химический – на помощь приходит великая наука. В качестве очистителей используются специальные смывки. Стоит помнить, что такие средства весьма токсичны, поэтому работать с ними нужно только, защитив органы дыхания и зрения.
Совет! Как правильно работать со смывкой рассказывает инструкция на этикетке. Обязательно ознакомьтесь!
После того, как дерево побелеет и примет свой настоящий облик, можно переходить к следующему шагу.
Грунтование вагонки
Как вы уже поняли, правильная покраска вагонки – процесс многоэтапный и потребует от вас некоторого терпения и усидчивости. Но будьте при этом уверены, что соблюдение технологии увеличит срок службы покрытия в несколько раз.
Для чего требуется грунтовать дерево:
- Самое главное – это улучшение качества сцепки древесины с будущим покрытием;
- Дерево, пропитываясь грунтом, перестает интенсивно впитывать влагу, что препятствует разбуханию;
- Грунт заполняет внутренние поры дерева, благодаря чему слой ЛКМ ложится ровнее;
- Существенно снижается расход финишного покрытия – особенно актуально так сэкономить, когда его цена очень высока.
Грунтовки бывают нескольких видов, различных по составу. Тип грунта выбираем в зависимости от типа лакокрасочного материала, который будет наноситься впоследствии.
Итак:
- Акриловые грунты – неплохая защита для дерева, используемого в домашних условиях. Дело в том, что они не спасают от образования гнили. Используется под акриловую краску.
- Алкидные грунты – имеют неплохой ассортимент, среди которого можно выбрать составы под тот, или иной тип древесины. Отлично подходят для эксплуатации в помещении и на улице.
- Полистирольный грунт – применяется только для наружной обработки, в виду высокой токсичности состава.
- Олифа – данный грунт уже практически вышел из обращения, так как меняет цвет дерева. Но если вы планируете покрыть вагонку масляной краской, то он станет отличным недорогим решением.
Если планируется совсем бюджетный ремонт, то можно воспользоваться народными средствами. Вместо грунта используем клей ПВА, разведенный в воде в пропорции на 100 мл. воды на 10 капель клея. У данного метода есть недостаток – образование белесого налета на поверхности вагонки.
Этап защиты дерева
Ну, и последним штрихом в предпокрасочной подготовке является нанесение защитных средств от плесени, насекомых и огня. Сразу скажем, что данный этап можно совместить с предыдущим, подобрав универсальный состав со всеми необходимыми свойствами.
Обработка выполняется следующими средствами:
- Антипиренами – это составы, защищающие древесину от воздействия открытого пламени и высоких температур. Работать они могут по-разному: одни повышают температурный порог возгорания дерева, а другие – при нагревании начинают выделять пену, которая препятствует возгоранию.
- Антисептики – вещества, которые препятствуют образованию на поверхности грибков (плесени).
- Инсектициды – средства, борющиеся с появлением насекомых вредителей, которые заводятся в древесине.
Данный этап, в принципе, не является обязательным и выполняется по желанию хозяина. Чтобы не тратить много денег и времени, советуем использовать универсальные составы.
Способы обработки вагонки
А теперь давайте поговорим про то, чем лучше покрыть евровагонку. Сразу поясним, что некоторые методы не являются химическими и выполнять их можно еще до обработки дерева грунтами и прочими составами.
Обжиг вагонки
И первым в нашем списке будет именно такой метод – обжиг. Используют его тогда когда хотят придать древесине благородный облик и искусственно состарить ее.
Данный метод относится к структурирующим. Выполняется он после сушки и зачистки дерева. Основным условием для качественного результата является использование мягкой древесины, у которой ярко выражены годичные кольца.
- Поверхность вагонки тщательно обрабатывается жесткой стальной щеткой, с целью удаления части мягких волокон с поверхности.
- После этого вагонка шлифуется мелким абразивом и очищается от образовавшейся древесной пыли.
- Далее берут газовую горелку и проходят ей по всей поверхности, не задерживаясь на одних и тех же местах, чтобы не спалить древесину.
Результатом станет вот такая выраженная поверхность, как показано на фотографии выше. По окончании обжига вагонка покрывается прозрачным лаком в три слоя. Советуем просмотреть короткое видео в этой статье, где дается мастер-класс по данной технологии обработки.
Существует еще несколько способов обжига древесины, результат которых отличается не только внешним видом, но и фактурностью поверхности.
Среди них можно отметить японский, который придумали более 500-та лет назад. Результат такой обработки – два крайних образца справа на фото. Такие доски можно использовать на фасаде здания, так как они не боятся сырости, или в качестве декоративных вставок в интерьере помещения, предварительно обработав специальными пропитками.
Вот еще одно видео, показывающее, как выполняется обжиг, в том числе и по японской технологии:
Отбеливание древесины
Очень эффектным способом обработки поверхности дерева является его отбеливание. Суть заключается в том, что при воздействии отбеливателя, в древесине происходит окисление веществ, которые придают ей естественный окрас.
Выбеливаются мягкие волокна, а твердые остаются практически неизменными, так как очень плохо впитывают жидкости. Но если провести отбеливание в несколько этапов, можно добиться полного отбеливания поверхности. При этом стоит знать, что становятся белыми только верхние слои, а внутри дерево остается естественным.
Для этой процедуры используют готовые составы или готовят их самостоятельно. Различают хлорсодержащие (хлорная известь, гипохлорит натрия, диоксид хлора) варианты, и без него (с щавелевой кислотой, аммиаком, перекисью водорода).
Совет! Чтобы добиться однородного оттенка, используйте для всей вагонки одно и то же средство. Ни в коем случае не допускается смешивание.
Наносится отбеливатель следующим образом: он разливается на поверхность очищенной вагонки и распределяется губкой по всей поверхности равномерным слоем. Далее ждем полного впитывания, и процедуру можно повторить снова, до достижения нужного окраса. После обработки вагонку можно покрыть лаком или краской.
Вощение
Вагонка, покрытая воском, имеет прекрасно выраженную текстуру. Наносить его нужно на очищенное дерево, обработанное пропитками, которые не дадут воску впитаться в дерево, и позволяет ему лечь более равномерно.
В качестве самой простой пропитки может выступать растительное масло, например, льняное. Наносится оно в несколько слоев с обязательной промежуточной сушкой и шлифовкой.
Далее на высохшую поверхность наносится предварительно растопленный воск. Удобнее всего это делать при помощи ватного диска, равномерно втирая его в поверхность вагонки. Воск наносится в два этапа: первым, он ложится вдоль древесных волокон, а вторым – поперек.
Данная процедура очень проста, но может занять у вас много времени, особенно если планируется обшивка большой площади.
Тонирование вагонки пигментными составами
Благодаря тонированию можно достичь практически любого цвета древесины. В принципе, обработку воском можно также отнести к тонированию, но он не содержит никаких пигментов, и цвет вагонки при обработке вы не контролируете – имеете, что имеете.
Другое дело, кода в дело идут составы содержащие пигменты и красители, благодаря которым вы можете заранее запланировать нужный оттенок.
Самым популярным средством для тонирования древесины является морилка. Данные составы легко проникают в ее поверхность и изменяют цвет.
Различают два способа морения:
- Глубокое;
- Поверхностное.
Первый выполняется при полном погружении заготовки в раствор. Далее она вывешивается для просушки. Второй – это обычное прокрашивание с помощью кисти в несколько слоев. Такую обработку можно проводить даже на собранной поверхности.
Совет! После морения вагонку нужно обязательно зашкурить, так как при высыхании морилка приподнимает мелкие древесные волокна, что делает поверхность шероховатой.
Пропитка маслом
Отличным вариантом для изменения цвета древесины и его защиты от повышенной влажности является обработка маслом. Данная технология подходит, прежде всего, для наружной отделки.
Данная технология известна человечеству очень давно. Раньше с ее помощью обрабатывали палубы кораблей, а сегодня ее можно встретить при отделке фасадов или деревянных террас, беседок и площадок возле бассейна.
Наносится масло очень просто. Для этого можно использовать специальный масляный распылитель, кисть или мягкую ветошь. После обработки и высыхания поверхность вагонки можно покрыть прозрачным лаком, чтобы до конца защитить ее от воды и ультрафиолета.
Обработка лакокрасочными материалами
Помимо уже упоминавшегося лака для этих целей используют лазурь и различные укрывистые краски.
В чем их особенности:
- Лазурь внешне может напоминать лак, но по составу они сильно отличаются. Покрытие из лака образует воздухонепроницаемую пленку, тогда как лазурь позволяет вагонке «дышать». Поверхность при обработке получается тонированной, полупрозрачной, не скрывающей естественной текстуры дерева.
- Укрывистые краски полностью прячут фактуру дерева, и перекрашивают его в любой доступный цвет. Такая обработка отлично подойдет для фасадов и различных интерьеров, которые не претендуют на звание натурального.
Красим, как настоящие мастера
То, какой вы хотите видеть свою вагонку, зависит только от ваших предпочтений. Мы же, в свою очередь, добавили в нашу статью главу, в которой рассказываем про некоторые секреты опытных мастеров, благодаря которым они достигают того, или иного оттенка. Данными приемами можете воспользоваться и вы.
- Имитация темного дуба – смешиваем 50 частей бурой кассельской краски с 5-ю частями поташа и 100-та частями дистиллированной воды. Смесь кипятится на огне в течение часа, процеживается и снова кипит до тех пор, пока не превратится в густой сироп. После этого смесь выливается в металлическую емкость и остается твердеть. Далее она перетирается в порошок, который нужно разводить с водой в пропорции 1:20 и снова кипятить в течение нескольких минут. Теперь состав готов для нанесения на дерево.
- Имитация ореха – берем 3 части глауберовой соли, смешиваем с 3-мя частями марганцовокислого калия и разводим в 100-та частях воды, нагретой до 60-80 градусов. Смесь сразу готова к нанесению. Делается это в 1–2 слоя.
- Если требуется под орех замаскировать березу или клен, то используем другой состав: 30 гр. марганцовокислого калия, 30 гр. английской соли и 1 л воды.
- Имитация красного дерева – для данной процедуры используется анилиновая краска, растворенная в горячей воде (снова 60-80 градусов) в пропорции 1:50. Раствор наносится на дерево кистью.
- Другой способ – использовать анилиновую краску «Понсо», которая разводится аналогично первому варианту. Результат – более темный, насыщенный оттенок.
- Если требуется окрасить березу или бук, то пользуемся следующими составами: 50 гр. медного купороса, размешанного в 1 литре воды или 100 гр. железисто-синеродистого калия в том же количестве воды. Составы наносятся в два слоя с промежуточной сушкой в 10 минут.
Если требуется, чтобы ель, сосна, бук или береза стали похожими на ценные породы, то окрашиваем их следующим раствором: 3 части уксусной эссенции, 3 части хромкоричневого кислотного красителя, 10 частей квасцов алюминия и 1 литр воды.
Вот еще таблица с указанием, как получаются те, или иные оттенки:
Цвет | Вещества для обработки |
Вишневый | Вымачиваем дерево в растворе марганцовки. |
Желтый | Обрабатываем раствором хлористого калия (10гр. + 1 л. воды). |
Серо-голубой | Настой из дубовых опилок и железной стружки (4-5 дней). |
Мореный дуб | Раствор железной стружки и уксуса. |
Серебристый | Железная стружка заливается дождевой водой. Дерево вымачивается. |
Коричневый | Такой оттенок придадут пары аммиачного спирта (нашатыря) или отвар из коры яблони или зеленой оболочки грецкого ореха. |
Зеленоватый | Отвар из дубовой коры и побегов тополя |
Алый | Глауберова соль и волчьи ягоды |
Конечно, такая обработка своими руками требует очень много времени и ингредиентов, которые не так просто раздобыть, но если вам хочется разбавить свой дизайн оригинальными вставками и декором, то можно и заморочиться. Покрытия для вагонки из дерева могут быть самыми разнообразными, какие использовать, а какие нет — решать уже вам. Всего наилучшего!